Болтовые соединения бывают обычные и высокопрочные.
Обычные болтовые соединения
Их применяют при монтаже фонарей, лестниц и т.д. Повышенная прочность соединения требуется при креплении крановых балок.
Для крепления деталей друг с другом применяются болты грубой, нормальной и повышенной точности. Соединяемые поверхности предварительно подготавливают, то есть очищают от накипи, ржавчины, льда, сколов и т.д. Тщательная очистка обеспечит прочное соединение деталей. Следующим этапом будет совмещение отверстий стыкуемых деталей. Для точности совмещения применяются оправки, диаметр которых должен быть не более чем на 0,2 мм меньше отверстия поверхностей. Оправку забивают в отверстия при помощи кувалды. Фиксируют поверхности с помощью специальной пробки, длина которой должна быть больше толщины соединяемых деталей. После того, как они будут зафиксированы пробками, оправку удаляют.
Следующий этап – стяжка. Осуществляется с использованием временных болтов, которые необходимо закручивать в каждое третье отверстие для равномерного распределения нагрузки. При несоблюдении правил установки болтов, происходит неизбежная деформация деталей, исправить которую невозможно. Качественное болтовое соединение обеспечивается путем последовательного крепления каждого болта. Только после основательной стяжки возможна установка постоянных болтов. Порой необходимо провести рассверливание отверстий деталей. Так как завод — изготовитель выпускает детали с меньшим диаметром отверстий, по сравнению с тем, который запроектирован.
Также рекомендуем почитать: Виды стали
Для установки постоянных болтов можно применять коликовый (разводной) ключ, который удобен тем, что с помощью одной стороны им можно отвинчивать или завинчивать болты, а на другой имеется специальное заострение (колик), применяемый при монтаже вместо оправки.
На каждый болт нужно использовать минимум две шайбы – одну под шляпку болта, другую – под гайку. Болт должен прочно соединять поверхности. Определить качество соединения можно следующим образом: ножка болта должна выступать на 2–3 нитки резьбы, шайба должна закрывать гладкую часть болта. Специальный щуп может проходить встык между деталями не более чем на 20 мм. Болтовое соединение должно быть прочным, что можно проверить увесистым молотком. При ударе по шляпке болта, последний не должен дрожать и двигаться с места.
Высокопрочное болтовое соединение
Оно отличается иным характером подготовки поверхностей и способом фиксации болтов. Очистка поверхностей производится огневым способом. Он позволяет добиться быстрого и более качественного результата очистки, чем обычным. Все необходимые болты и гайки помещают в специальной таре в кипяток, а затем в смесь, состоящую из 85% бензина и 15% технического минерального масла. Качество натяжения можно оценить лишь косвенно с помощью формулы, которая показывает отношение крутящего момента (Мкр) к натяжению болта (Р):
Мкр = kPd,
где k — коэффициент закручивания болта; d — номинальный диаметр болта.
Значение коэффициента закручивания в зависимости от качества болтов, гаек и шайб составляет в среднем 0,14-0,22.
Для натяжения болта пользуются сначала гайковертом, затем – динамометрическим ключом.
Высокопрочное болтовое соединение требует основательной проверки качества. Для этого выполняют избирательную проверку болтов, по результатам которой судят о прочности соединения конструкции. При неудовлетворительных показателях хотя бы на одном из болтов, проверке подвергаются все оставшиеся. Плотность соединения элементов пакета проверяют также щупом, который не должен заходить встык между деталями. В заключение проверенные болты окрашивают.